Реклама

СОЮЗ МУЗЕЕВ РОССИИ официальный сайт

Опубликовано: 02.09.2018

Штукатурные работы относятся к числу трудоемких, грязных, с факторами вредности и в то же время требуют высокой квалификации. Из-за этого стоимость работ высока, и превосходит стоимость материалов в несколько раз, так что любой, затеявший ремонт, задумывался: а возможна ли ссылке? Хотя бы только стен, для начала, а набив немного руку, можно попробовать и потолок оштукатурить. Или, скажем, потолок отдать в руки профи, а стены, предназначенные под обшивку, заштукатурить самому, не добиваясь идеальной ровности.


В музее Победы на Поклонной горе открылась выставка "Легендарный флотоводец"

Прежде всего, существуют два принципиально отличных типа штукатурки – сухая и мокрая монолитная. Сухая штукатурка это не что иное, как обшивка стен или потолка гипсокартоном (гипсоволоконными листами, ГВЛ). Она обходится в полтора-два раза дешевле монолитной, но хрупка, не держит облицовку плитными минеральными материалами (кафель, керамогранит, камень), а при самом аккуратном выполнении и бережном обращении служит не более 10-12 лет. Технология сухой штукатурки совершенно не схожа с таковой монолитной, поэтому далее не рассматривается.

Инициатива создания музея в д. Малые Корелы, что в 25-и км от Архангельска, принадлежит главному архитектору Архангельской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (АСНРПМ) Лапину Валентину Алексеевичу. Предложенная им Программа строительства музея деревянного зодчества под Архангельском была одобрена Министерством культуры РСФСР в 1963 году и принята к исполнению. В этой программе было определено место нахождения будущего музея, намечена для перевозки из области часть памятников архитектуры, предусмотрено деление территории музея на сектора, отражающие специфику традиционного деревянного зодчества основных этнокультурных зон Архангельской области. Строительство музея было поручено АСНРПМ. Для рассмотрения научных и архитектурно-технических материалов по музею-заповеднику был создан общественный Совет.

Датой основания музея считается 17 июля 1964 года - дата выхода в свет решения Архоблисполкома № 504 «Об открытии этнографического музея-заповедника деревянного зодчества на открытом воздухе в городе Архангельске».

В 1967 году началась разработка Генерального плана создания музея-заповедника, работу над которым возглавил Б.В. Гнедовский, известный московский архитектор. В 1968 году перевезен первый памятник в архитектурную экспозицию музея – ветряная мельница-шатровка (1744 г.) из д. Бор Холмогорского района. В этом же году в музей перевезен самый древний (XVI в.) памятник архитектуры – колокольня из д. Кулига-Дракованово Красноборского района. На этом этапе задача была сформулирована достаточно узко: перевезти самые уникальные памятники архитектуры с целью их спасения, фактически собрать выставку коллекции уникальных объектов архитектуры. Их вывозили их из самых отдаленных уголков Архангельской области, используя все виды транспорта, включая вертолеты.

К 1973 году было практически завершено формирование Каргопольско-Онежского сектора, и музей-заповедник деревянного зодчества в д. Малые Карелы был передан в качестве филиала музею изобразительных искусств, для организации приема посетителей, а 1 июня 1973 года - официально открыт для посетителей. 24 января 1975 года на должность заведующей филиалом Областного музея изобразительных искусств в Малых Карелах назначена Бострем Лидия Андреевна. Срочно был создан Ученый Совет, в состав которого вошли профессора из Института этнографии Ленинградского отделения АН СССР Р.Ф. Итс, Т.В. Станюкович, Т.А. Берштам, известные московские архитекторы Б.В. Гнедовский и И.Б. Пуришев, местные ученые и архитекторы, в т.ч. А.А. Куратов, В.М. Кибирев. Такой высококвалифицированный Ученый Совет работал в музее более 10 лет. Это был период наиболее активного формирования музейного собрания - источниковой базы для изучения материальной и духовной культуры Русского Севера, для создания интерьеров и выставок. В восстановленных памятниках архитектуры открывались интерьерные экспозиции, а в некоторых помещениях были открыты выставки.

В 1975 году был утвержден Генеральный план создания музея, авторами которого являются Б.В. Гнедовский и О.Г. Севан (институт «Спецпроектреставрация», г. Москва). Памятники деревянного зодчества сгруппированы в отдельные экспозиционные комплексы на обширной территории (140 га) под открытым небом, каждый из которых представляет характерное крестьянское поселение определенного региона Архангельской области. По Генплану музея таких крестьянских поселений должно быть создано шесть, сейчас - четыре. Эти четыре экспозиционных комплекса, или сектора, составляют архитектурно-ландшафтную экспозицию музея – базовую экспозицию.

В Каргопольско-Онежском секторе представлена древнейшая планировка поселения на севере – свободная, или кустовая. Усадьбы свободно разбросаны, приноравливаясь к рельефу местности. Объединяет такое поселение сельский храм. Для севера был характерен ансамбль культовых построек - «тройник», состоящий из колокольни и зимней и летней церквей. В центре сектора возвышается Вознесенская церковь 1669 г. (кубоватый храм) и колокольня 1854 г., вывезенные из села Кушерека Онежского района (шатровая Успенская церковь из этого ансамбля сгорела в 1811 г.). На звоннице колокольни подвешено пятнадцать колоколов разных размеров, на которых с 1975 г. исполняются различные колокольные композиции. Представлены все характерные типы жилых построек, в т.ч. с уникальной поперечной и параллельной связью. Большинство жилых построек – это уникальные курные (рудные) избы из Ошевенской слободы, четырехстенки. Рядом с домами – амбары и бани, несколько в стороне от поселения – гумно с овинами, за околицей – мельницы.

Двинской сектор сформирован из жилых и хозяйственных построек с рек Вычегды и Двины. Ряд домов огибает небольшое озеро, размещенное в центре сектора. На открытой площадке на первом плане стоит шатровая Георгиевская церковь 1672 г. Все дома фасадами обращены к церкви и озеру. Здесь более распространены дома пятистенки и шестистенки с украшенными резьбой высокими «боярскими» крыльцами, которые устанавливались на одном, двух или четырех столбах. Двор на Двине к жилой части дома прирубался всегда сзади. Представлен дом богатого крестьянина-торговца, владельца трактира, ориентированного на городскую культуру, что отражено и в планировке, и в убранстве. Уникальной конструкции и декоративного оформления дом-двор, принадлежавший семье старообрядцев. Также представлены бани, амбары различных типов, в т.ч. амбар-магазея – общественный амбар, ветряные мельницы. Оживляют панораму сектора огороды, окруженные оградами различных типов, ворота околицы, поленницы.

В Пинежском секторе отражена характерная рядовая приречная планировка, размещены также характерные для Пинеги банные и амбарные городки, которые вынесена за деревню. Сектор состоит из четырех усадеб, характерна чрезвычайная плотность застройки. Представлены наиболее распространенные типы домов - четырёхстенок, пятистенок, и два шестистенка , декор довольно лаконичен и скуп. Характерная особенность пинежских поселений – наличие сенокосных поселений, поэтому в музей перевезена часть такого поселения – Хорнемского. По времени постройки хорнемские дома – одни из наиболее поздних, но по типу – наиболее архаичные. Формирование этого сектора до сих пор не завершено.

В Мезенском секторе постройки расположены на самом краю крутого склона, так как мезенские поселения чаще всего располагались по берегам рек, где были пахотные земли, и экономя каждую пядь земли, крестьяне ставили дома тесно, на самом краю крутого берега. Чтобы обезопасить дома от сползания, берег укреплялся рубленой подпорной стенкой, на которую ставили амбары, бани, поленницы дров. Макет такой подпорной стенки создан в Мезенском секторе. Для Мезени характерны дома-дворы шестистенки, пятистенки и четырехстенки, соединенные с двором в «брус». Дома такого типа и перевезены в музей. У мезенцев был распространен обычай - устанавливать обетные кресты, поэтому макет одного из них установлен на крутом берегу реки Карелки. Макет еще одного редчайшего памятника – столба, вывезенного из деревни Березник, который был установлен в память об основании поселения, также установлен на территории сектора.

Отсутствуют в экспозиции Важский и Поморский сектора, предусмотренные Генпланом музея.

В настоящее время архитектурно-ландшафтная экспозиция музея насчитывает 116 памятников самобытной крестьянской архитектуры. Кроме того, в оперативном управлении музея находятся Никольская церковь, 1584 г. (с. Лявля), и редчайший трехчастный храмовый ансамбль XVIII в. (с. Ненокса), которые расположены на своей исторической родине. Архитектурно-этнографический (средовой) профиль музея под открытым небом определяет специфику его коллекций. Это собрания источников по традиционной культуре крестьянства Русского Севера XVI – н. ХХ вв., обиходу и быту губернского города. Предметы собраны в экспедициях музея 1972-2010 годов по Архангельской области, которых состоялось более двухсот.

Численность фондов музея на 01.01.2011 г. составляет 25815 предметов, из них 20099 - предметы основного фонда, 5716 - предметы научно-вспомогательного фонда. Это северный народный костюм и лоскутное шитье, древнерусская живопись, колокола и церковная утварь, крестьянские суда, сухопутные средства передвижения, крестьянская домашняя утварь и другие предметы XVI – н. ХХ вв. Имеются произведения современного художественного текстиля, выполненные во второй половине ХХ – н. ХХI вв. народными мастерами, сохраняющими и возрождающими традиционное крестьянское искусство. Собрание предметов музея делится на коллекции по видам материалов хранения. Такое деление позволяет создать оптимальные условия для хранения. Всего в фондах музея 10 коллекций: «Дерево», «Древнерусская живопись», «Живопись, графика», «Керамика, стекло», «Книги, документы», «Металл», Прочее», «Рог, кость».

Все коллекции можно поделить на разделы по регионам создания и бытования предметов: Подвинье, Поважье, Каргополье, басейны рек Пинеги и Мезени и др.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 23 июля 1985 года Архангельский музей деревянного зодчества в д. Малые Карелы – филиал Архангельского областного музея изобразительных искусств - реорганизован в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства. Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года музей включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения с наименованием «Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». В 1995 году музей включен в «Каталог объектов для активной охраны в Европе. Изучение, сохранение и передача народных ремесленных технологий» - издание парижского Центра этнологии. Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 30 июля 1996 года музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В историко-заповедной зоне «Старый Архангельск» находится музейно-выставочный комплекс «Усадьба М.Т. Куницыной». Главной его задачей стала организация образовательной, выставочной, просветительской и информационной деятельности музея. В усадебном доме открыт «Интерьер городского дома начала ХХ века: кабинет». Типичный интерьер кабинета, характерный для архангельских домов среднего класса.

Фондовое собрание музея включает более 26 тысяч музейных предметов, ежегодно около 170 тысяч человек принимают участие в программах, экскурсиях и мероприятиях музея.

Контактная информация

Директор Рубцов Сергей Германович, (8182) 65-25-35, director@korely.ru

Главный хранитель Терёхина Ольга Витальевна, (8182) 62-78-28, fond@korely.ru