Реклама

Порядок формирования стоимости ОС для целей налогового учета

Опубликовано: 09.02.2018


В процессе осуществления хозяйственной деятельности, организации регулярно приобретают имущество, необходимое для их нормального функционирования. В том числе и достаточно дорогое имущество с длительным сроком эксплуатации.

Порядок признания расходов на приобретение такого имущества, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организации, зависит:

от функциональности такого имущества, стоимости имущества, а так же от того, каким образом планируется его использовать.

Для целей налогового учета в соответствии с положениями 256 статьи НК РФ, амортизируемым имуществом являются:

имущество, результаты интеллектуальной деятельности, иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено 25 главой НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество:

со сроком полезного использования более 12 месяцев, первоначальной стоимостью более 40 000 рублей. Расходы, понесенные организацией на приобретение амортизируемого имущества, погашаются постепенно, путем начисления амортизации.

Бухгалтерский учет имущества осуществляется в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету.

Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств», актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. При этом, к основным средствам не относятся активы (п.3 ПБУ 6/01): Машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций - изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность. Предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути. Капитальные и финансовые вложения. Для целей корректного определения амортизационных расходов в НУ, необходимо правильно оценить сумму расходов, составляющих первоначальную стоимость амортизируемого имущества, представляющую собой базу для начисления амортизации.

В статье будут рассмотрены положения действующего законодательства о порядке формирования фактической первоначальной стоимости амортизируемого имущества в налоговом учете.



Бухгалтерские документы: сроки и порядок хранения


Документы организаций можно условно разделить на две группы:

налоговые документы (документы, необходимые для исчисления налогов и страховых взносов)  бухгалтерские документы (в том числе кадровые).

Сроки хранения документов, необходимых для исчисления налогов и страховых взносов

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

НОВЫЙ ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Важно!

Аналогичное требование установлено пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ для налоговых агентов, которые обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Следует отметить, что помимо уплаты НДС и налога на прибыль за иностранных юридических лиц, налоговыми агентами, в частности, выступают работодатели, исчисляющие и уплачивающие НДФЛ.

При переносе убытков на будущее в целях налогообложения прибыли согласно п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в ред. от 07.06.2013 г.) плательщики страховых взносов обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов.

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ УТРАТЫ ДОКУМЕНТОВ?  



Нюансы заполнения авансового расчета по налогу на имущество


Нововведения в части исчисления налога на имущество по движимым основным средствам, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 г. №366-ФЗ, рассматривались в отдельной статье. Теперь рассмотрим вопросы, касающиеся порядка заполнения авансового расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2015 г.

Перед тем как перейти к порядку заполнения авансового расчета, отметим перечень ситуаций, когда у налогоплательщика возникает обязанность представлять авансовый расчет по налогу на имущество.

Случаи представления авансового расчета

По итогам отчетных периодов налогоплательщик обязан представлять налоговые расчеты по налогу на имущество, а по итогам календарного года - налоговую декларацию (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Начиная с отчетных периодов 2010 г. обязанность представлять авансовые расчеты (налоговую декларацию) по налогу на имущество должны организации в отношении облагаемого налогом имущества. То есть если на балансе отсутствует имущество, подлежащее налогообложению, то авансовый расчет (налоговую декларацию) представлять в ИФНС не нужно (Письма Минфина РФ от 17.04.2012 г. №03-02-08/41, от 12.10.2011 г. №03-05-05-01/81). И обратная ситуация. Если на балансе налогоплательщика числится имущество, которое является объектом налогообложения согласно ст.374 НК РФ, но имеет нулевую остаточную стоимость, то до момента его выбытия организация обязана подавать налоговый расчет (налоговую декларацию) по налогу на имущество (Письмо ФНС РФ от 08.02.2010 г. №3-3-05/128).

НОВЫЙ ПОРЯДОК УПЛАТЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГА НА ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Напомним, что согласно ранее действовавшей редакции пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, не признавались объектами налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. И если у организации на балансе учитывались движимые основные средства, принятые на учет с 1 января 2013 г., то обязанности уплачивать авансовые платежи (налог) и представлять авансовый расчет (декларацию) по налогу на имущество у нее не было.

Однако после 1 января 2015 г. ситуация меняется. Теперь такое имущество переходит в разряд льготируемого (кроме движимого имущества, полученного от ликвидированной, реорганизованной компании, а также от взаимозависимых лиц), а поэтому у налогоплательщика возникает обязанность представлять в ИФНС расчет по авансовым платежам (налоговую декларацию) по налогу на имущество. На обязанность представлять отчетность по налогу на имущество (даже при отсутствии подлежащего уплате налога в бюджет вследствие применения налоговых льгот) указано в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 г. №148.

В то же время, если на балансе числится только имущество, освобожденное от налогообложения (например, земельные участки - пп.1 п.4 ст.374 НК РФ, имущество, относящееся к I-II амортизационным группам - пп.8 п.4 ст.374 НК РФ), то подавать авансовый расчет (налоговую декларацию) в 2015 г. не нужно.



4. Изменение остаточной стоимости объектов основных средств и балансовой стоимости основных фондов


4. Изменение остаточной стоимости объектов основных средств и балансовой стоимости основных фондов

 

4.1. Переоценка стоимости основных средств

Стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, может не соответствовать их реальной стоимости. Для того чтобы привести остаточную стоимость объектов основных средств в соответствие с рыночной (справедливой) стоимостью, проводится их переоценка.

Порядок проведения переоценки регулируется пп. 16 — 21 П(С)БУ 7. Так, согласно п. 16 данного документа переоценка объекта ОС производится в случае, если его остаточная стоимость существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

Рассмотрим отдельные особенности переоценки, предусмотренные П(С)БУ 7, которые следует учитывать при ее проведении.

Во-первых , процедура переоценки является добровольной, поэтому она производится по самостоятельному решению предприятия .

В то же время в отдельных случаях, перечисленных в п. 16 П(С)БУ 7, проведения переоценки все же не избежать:

— в случае переоценки объекта ОС на эту же дату в обязательном порядке осуществляется переоценка всех объектов группы ОС , к которой относится этот объект. Заметим, что речь идет о переоценке всех объектов ОС данной группы независимо от того, насколько их остаточная стоимость отличается от справедливой;

— переоценка ОС той группы, объекты которой уже были переоценены, обязательно проводится с такой регулярностью , чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от их справедливой стоимости.



Возмещение ФСС – в расчете по страховым взносам


С 01.01.2017 страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством (по ВНиМ) администрирует ФНС России. В связи с этим приказом налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/[email protected] с отчетности за I квартал 2017 года была утверждена форма расчета по страховым взносам, который следует сдавать в налоговую инспекцию.

А за ФСС РФ сохранено администрирование расходов на выплату пособий по ВНиМ.

Выплата пособий – за счет ФСС

В 2017 году лица, выплачивающие вознаграждения иным физическим лицам, в том числе работодатели -  организации и индивидуальные предприниматели, по итогам каждого календарного месяца начисляют и платят страховые взносы на ВНиМ  - исходя из базы для их начисления, определенной нарастающим итогом с начала года (подп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 431 НК РФ).

Начисленные взносы на ВНиМ следует ежемесячно уменьшать на расходы по выплате пособий, финансируемых за счет средств ФСС РФ (п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ), ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"). Речь идет о пособии по временной нетрудоспособности при болезни или бытовой травме работника (начиная с четвертого дня нетрудоспособности); пособии по беременности и родам; единовременном пособии женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременном пособии при рождении ребенка; ежемесячном пособии по уходу за ребенком; пособии на погребение и т.д.

В этом году плательщики страховых взносов на ВНиМ по-прежнему предъявляют для проверки в территориальные органы ФСС РФ документы, связанные с расходами на выплату пособий (п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ).

А фонд уполномочен:

1) проводить камеральные проверки расходов по ВНиМ (ч. 1 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):

по заявлению плательщика взносов на возмещение средств на выплату пособий;

на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученных из ФНС России;

2) проводить плановые выездные проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ- совместно с ФНС РФ;

3) проводить внеплановые выездные проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ;

4) рассматривать жалобы на акты проверок, на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.



Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков



Согласно НК РФ под расходами понимают обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со ст. 252 НК РФ все расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, подразделяются на две группы:

расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг); внереализационные расходы.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, банк вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются:

на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

Материальные расходы



ПБУ 6/01 "Учет основных средств"


Утверждено
Приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 30.03.2001 № 26н
(в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н,
от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н,
от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).

2. Исключен. - Приказ Минфина РФ от 12.12.2005 № 147н.

3. Настоящее Положение не применяется в отношении:

машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность; предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути; капитальных и финансовых вложений.

4. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;